Коммуникации в музейном менеджменте

22 марта 2017 года на отделении «Прагматика и менеджмент культуры» философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась встреча с основателем коммуникативного агентства PRaesto,  экс-руководителем пресс-службы Федерации Еврейских общин России (Еврейский музей и центр толерантности) Анастасией Кудриной.

Темой беседы стали коммуникации в музейном менеджменте.

Вначале мероприятия слушателям был предложен разбор кейса под названием «PR-кампания по продвижению выставки Валентина Серова пресс-службой Третьяковской галереи». Проведя анализ данной кампании, А. Кудрина последовательно разобрала все ее этапы начиная с начального: размещение анонсов в СМИ, подготовка видеотизера, организация аккредитации на открытие выставки, пресс-показ выставки и создание электронного каталога выставки с мобильным аудиогидом; создание и размещение видеотизера выставки; создание промо-сайта выставки; организация эксклюзивного комментария ТАСС; привлечение информационных партнеров; промежуточного: организация публикаций о новостях выставки; PR-освещение мероприятий, прошедших в рамках выставки, в частности, «Ночи искусств»; три концерта к юбилею Валентина Серова (6, 12 и 27 декабря); три лекции о творчестве В. Серова (4, 11 и 18 декабря); завершающего: организация публикаций о новостях выставки; организация PR-освещения визита Президента Владимира Путина; организация интервью «Русской службе новостей»; организация и распространение комментария режиссера Кирилла Серебренникова и художницы Натальи Поповой; PR-освещение «Ночи Серова»  в ГТГ.

В ходе PR-кампании было:

  • Подготовлено 13 пресс-релизов, по итогам которых вышло более 500 публикаций.
  • В рамках анонсирования выставки в подготовительный период вышло 137 публикаций, в том числе77 публикаций по итогам пресс-показа (открытия выставки).
  • В качестве информационных партнеров были привлечены: телеканал «Россия 24», радиостанции «Бизнес ФМ», «Шоколад», «Радио России», издания «Искусство», «Русское искусство», «Галерея», The Art Newspaper.
  • Для генерального директора были организованы: эксклюзивный комментарий для информационного агентства ТАСС, интервью на радио «Русская служба новостей», съемка телеканала «Россия 1».
  • Для повышения интереса также были организованы и растиражированы комментарии режиссера Кирилла Серебрянникова, посетившего выставку, и художницы Натальи Поповой.

 

Главные выводы из кампании:

•  Выставка проходила с 07.10.2015 по 31.01.2016. PR-кампания стартовала за месяц до ее начала (с учетом подготовительных работ – за два месяца до начала).

•  Рекорды посещаемости выставка побила еще до Нового года. Такой результат дало сочетание знаменательной даты с активным анонсированием выставки в средствах массовой информации (189 сообщений).

•  Накопленный «положительный заряд» привел к тому, что после Нового года выставка стала общественным феноменом. Ее посетил Президент Владимир Путин, возник интернет-мем «Очередь на выставку Серова», появились независимые сообщения от сторонних организаций (например, пресс-служба Минобороны).

•  Использовались нестандартные методы продвижения и технологические решения: видеотизер, новое мобильное приложение, электронный каталог и промо-сайт выставки.

•  В то же время необходимо отметить недостаточную активность по организации интервью генерального директора ГТГ на радиостанциях и ТВ. Возможно, это связано с личным нежеланием ходить на эфиры.

Анастасия Кудрина отметила особенности бытования интерактивного музея как объекта культурного наследия (речь шла о Еврейском музее и центре толерантности). Слушатели узнали в чем заключается значение музея в системе культуры и его значение как института социальной памяти, что такое музейный предмет и какие существуют способы организации музейной экспозиции.

Шла речь и о том, какие изменения претерпели музеи в эпоху постмодернизма, в чем состоит «эстетизация музея», почему интерактивные и виртуальные музеи так популярны в наши дни. Причина востребованности Еврейского музея сегодня стала предметом заключительного слова А. Кудриной.