Философия Лейбница и ее современное значение: к 370-летию со дня рождения и 300-летию со дня смерти философа

24 ноября на философском факультете МГУ прошла конференция «Философия Лейбница и ее современное значение: к 370-летию со дня рождения и 300-летию со дня смерти философа». Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) — «универсальный гений» Нового времени, совершивший революцию в логике и математике, оставивший заметный след в физике и создавший развитую рационалистическую систему в философии.

Конференция была открыта деканом философского факультета В.В. Мироновым и почетным профессором МГУ Г.Г. Майоровым. В.В. Миронов подчеркнул особое отношение Лейбница к России: философ, лично знавший Петра I и высоко ценившийся им, способствовал основанию Петербургской академии наук и развитию науки в России по европейскому образцу.

Внимание докладчиков было сосредоточено на разнообразных аспектах деятельности Лейбница. В ходе пленарного заседания В.Г. Кузнецовым была освещена роль Лейбница в развитии современной логики: важность его формулировки силлогистики Аристотеля для классической логики и введенной им формализации, значение разработанной им семантики возможных миров. Среди проблем метафизики Лейбница особое внимание привлекли его представление о нашем мире как наилучшем из возможных, принцип достаточного основания, разделение истин на истины разума и истины факта. А.А. Кротов обратил внимание на возможное влияние Н. Мальбранша на учение Лейбница о наилучшем из возможных миров, а В.В. Васильев показал, что философия Д. Юма может рассматриваться как попытка решения некоторых проблем, связанных с принципом достаточного основания в философии Лейбница. Часть докладов была посвящена оценке Лейбница философами XIX–XXI веков. А.Н. Муравьев посвятил свой доклад рассмотрению гегелевской трактовки идеализма Лейбница, а А.Н. Колесников предложил свое понимание значения Лейбница для философии Б. Рассела. Пленарная часть завершилась выступлением А.А. Костиковой, посвященным появившемуся у Лейбница представлению об идеальном языке и его оценке в современной философии.

В рамках конференции работали две секции. В докладах на секции «Философия Лейбница: историко-философские аспекты» обсуждались теория самосознания Лейбница и Р. Декарта, вопрос о рецепции Лейбницем философии Т. Гоббса, влияние Лейбница на И. Канта и Б. Больцано, проблема необходимого и возможного у Лейбница, Дж.С. Милля, С. Крипке и Д. Льюиса. Доклады, прозвучавшие на секции «Роль идей Лейбница в современной науке, искусстве и технике», были посвящены открытиям Лейбница в математике, роли Лейбница для современных исследований в области искусственного интеллекта, месту идей Лейбница в эстетике и философии творчества.

Конференция прошла в дружеской атмосфере. Высокий уровень и разнообразие докладов говорят о значительном интересе к творчеству Лейбница в современном российском научном сообществе.