Семинар «История философии: находки и интерпретации»

27 апреля 2023 года состоялось очередное заседание семинара кафедры истории зарубежной философии «История философии: находки и интерпретации» по теме «Философия востока». На семинаре с докладами выступили Егор Валерьевич Фалев, д.ф.н., профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ («Буддизм, феноменология и нейрофеноменология: онтология и понимание сознания»), Антон Сергеевич Романенко, ассистент кафедры философии ЛГУ им. А. С. Пушкина («Учение о чистом опыте Нисиды Китаро как недискретная текстуальная модель») и Иван Дмитриевич Настасенко, студент 4 курса бакалавриата кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ («”Философия как путь покаяния” у Танабэ Хадзимэ. Что это означает и почему именно “покаяние”?)

Организаторами встречи выступили студенты 4 курса бакалавриата кафедры истории зарубежной философии Савелов Арсений Денисович и Настасенко Иван Дмитриевич.

На семинаре присутствовали и участвовали в обсуждении докладов студенты и аспиранты философского факультета МГУ, а также преподаватели кафедры истории зарубежной философии. Для присутствующих на кафедре были приготовлены напитки и сладкие закуски.

Е. В. Фалев представил сравнительный анализ феноменологии, нейрофеноменологии и буддизма. Было отмечено, что буддистское учение во многом согласуется с критериями научности Гуссерля, а также в рамках буддизма, как и в рамках феноменологии, исследуются феномены, которые выступают основой реальности, они оказываются самими вещами. Существенным для обеих теорий оказывается принцип беспредпосылочности. В качестве находки докладчиком было выделено сходство двух феноменологических статусов человеческого тела (живого тела и природного тела) у Гуссерля и такого же различения в буддизме. Кроме того, в буддизме было обнаружено предвосхищение феноменологического выведения за скобки. Наконец были отмечены сходства буддизма с нейрофеноменологией Варелы. После доклада следовало подробное обсуждение. Особенный интерес вызвал вопрос о различиях буддизма и феноменологии.

А. С. Романенко рассказал о философии основателя киотской школы Нисиды Китаро (1870-1945). Автор доклада отвел отдельное место методологии исследования текстов, раскрыв понятия «текста культуры», «дискретного текста» и «недискретного текста», а также «текстуальной модели», «дискретной текстуальной модели» и «недискретной текстуальной модели». Кратко были перечислены факты из биографии Нисиды Китаро, после чего докладчик раскрыл его учение о чистом Опыте. Чистый опыт представляет собой состояние единства сознания, предшествующее всякой рефлексии и концептуализации, в котором нейтрализованы любые дуалистические оппозиции мышления. Чистый опыт – перманентное свойство сознания как такового, являющийся подлинной, конкретной реальностью. После доклада обсуждались значения некоторых понятий философии Китаро, а также некоторые теоретические истоки данного учения.

И. Д. Настасенко представил свое исследование понятия «пути покаяния», которое было сформулировано японским философом первой половины XX века Танабэ Хадзимэ (1885-1962) в его книге «Философия как путь покаяния», опубликованной в 1946-ом году. Автор доклада рассказал откуда в дискурсе японского философа появился концепт «покаяния», какие исторические предпосылки есть в биографии самого японского философа, а также какой философский багаж имеет место. После доклада обсуждались терминология Танабэ Хадзимэ, его связь с философией Нисиды Китаро, а также вопрос о природе греха в его работах.

А.Д. Савелов

Мероприятие организовано в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение культурно-исторического наследия».