Семинар «Образование как исследовательский универсум»
25 октября 2022 года на кафедре философии образования прошло заседание научно-исследовательского семинара «Образование как исследовательский универсум». Тема: «Жак Рансьер «Невежественный учитель. Пять уроков интеллектуальной эмансипации» («The Ignorant Schoolmaster: Five Lessons in Intellectual Emancipation»): к 35-летию выхода книги».
В рамках семинара обсуждалось значение книги Ж.Рансьера в современном философском дискурсе; его идей «невежественного» учителя и «невежественного» читателя, вопросов равенства и неравенства в образовании, а также современные практические вопросы образования с точки зрения отношений между субъектами образования.
В ходе семинара были заслушаны следующие доклады:
- Рождественская Е.А., асс. кафедры философии образования
«Невежественный учитель и уроки интеллектуальной эмансипации: возможность утопии» - Брызгалина Е.В., к.ф.н., зав. кафедрой философии образования
«Отношения «ученик-учитель» в зеркале актуальной социологии: читая Ж. Раньсера» - Сохраняева Т.В., к.ф.н., доц. кафедры философии образования
«Г. Биеста о современных конструктивистских интерпретациях идеи "невежественного учителя» - Федорова А. М., аспирант кафедры философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
«Проект эмансипации Жака Рансьера в образовании: исследование “невежественного” читателя»
В работе семинаре приняли участие студенты, аспиранты, преподаватели кафедры.
Заслушанные доклады вызвали живой интерес у участников семинара, породили дискуссии об утопичности социальной практики отказа от объяснения как образовательного отношения между учителем и учеником; о соотношении воли и разума, возможных трактовок «невежественного» учителя на разных уровнях образования, конструктивистской критике идей Ж.Рансьера в трудах Г.Биесты, понимании равенства и неравенства в образовании, трансформации ценностных ориентаций субъектов образования, понятых в пространстве эмансипирующих возможностей системы образования.